Сноубордические мероприятия, скейтпарки, поддержка райдеров, премьеры сноубордических фильмов — все это очень тесно связано с курсом валют. Мы узнали у трех кардиналов индустрии, на что сейчас делают ставку крупные бренды, и какие у них планы на грядущий сноубордический сезон.
Столько шумихи последние несколько месяцев вокруг курса доллара, повлияли ли эти изменения на ваш бизнес?
Костя Михайлов, сооснователь и владелец сетей магазина «Траектория»Костя: Очень сильно повлияло, и почти вся наша продукция связана с долларом, но тут решают тренды и сезонность, если говорить про лето — вейк в количестве упал, а вот лонги показывали стабильный спрос, а все дети требовали Penny, и нас это очень сильно выручало!
Леша Чижов, бренд-менеджер BurtonЛеша: А как же! Так уж сложилось, что сноубординг не является исконно русским увлечением. Придуман он за океаном, естественно, и главные участники этой индустрии расположены там же. Безусловно, скачки курса повлияли на бизнес, и они не сделали его сильнее и прибыльнее.
Стас Чистяков, бренд-менеджер DC и QuiksilverСтас: Самым непосредственным образом, как и на любую компанию, импортирующую продукт.
А еще все говорят, что сплошь и рядом сокращения штата, уменьшение зарплат, сокращение команд — вас это тоже коснулось?
Стас: Не сокращать — это, пожалуй, главный фокус на этот год.
Леша: Когда настают сложные времена, вместе с ними приходят и различные изменения. Реструктуризация, оптимизация и прочее. Это нормально. Любому организму свойственно меняться, когда изменяется и окружающая его среда. То же самое и в бизнесе. У нас не так все плохо, мы становимся внимательнее и эффективнее.
Костя: У нас небольшая текучка и не раздутый штат, то есть лишних людей нету, мы, наоборот, активно ищем специалистов, а их всегда не хватает.
Что сейчас важнее — поддержка райдеров, проведение ивентов или реклама в СМИ? Просто интересно, у кого какие приоритеты в распределении маркетингового бюджета.
Костя: Тесты, демо — все, связанное с общением с конечным покупателем и пробой оборудования — это работает, и люди этим пользуются, так как боятся покупать вслепую. Если брать райдеров — здесь приоритет тем, кто проводит мастер-классы и обучает в любом виде.
Леша: Все из того, что ты перечислила, может оказаться в приоритете в тот или иной момент. Здесь нужно по-другому сформулировать вопрос и посмотреть на ситуацию под другим углом. В приоритете то, что окажется наиболее эффективным и полезным для бренда. Это непростая, трудноформализуемая, но в то же время и интересная задача — правильно просчитать результат твоего маркетинга.
Это не может не сказаться на развитии экшн-спорт культуры — как думаешь, что нас ждет в сезоне 15-16? Какие у вас планы?
Леша: Безусловно, сезон будет непростой. Как уже было сказано, изменения в курсе сильно отразились и на ситуации на рынке. Большинство брендов стали стоить существенно дороже на фоне курса, да и покупательская способность у наших сограждан не выросла. Как естественное продолжение этого — упавшие объемы. С некоторой точи зрения это даже неплохо — это «обнулит» рынок и в каком-то смысле очистит его. Наши планы? Как всегда — работать дальше, быть эффективными, продуктивными не забывать радоваться и, конечно, кататься!
Костя: Мы видим потенциал в онлайне, туда и будем направлять все наши силы.
Стас: Развивать нашу индустрию дальше, для Quiksilver — это краеугольный приоритет. Этот сезон мы начинаем с премьеры «Поворот», уверен, что этот проект хорошо всех встряхнет и зарядит на всю зиму позитивной энергией, уже сейчас интерес к фильму просто колоссальный по всей стране. Мне посчастливилось увидеть часть материала, и это действительно будет нехт левел щит для нашей богоспасаемой индустрии. Далее «Поворот» уходит во всероссийский тур по 20 городам, затем стартует X-tour, кульминацией которого и завершением сезона будет самый эпический Quiksilver New Star Camp в Сочи. Для тех, кто хочет движа уже сейчас — работает наш образовательный проект Boardspeakers, где любой желающий может пообщаться с воротилами нашей индустрии, фотографами, райдерами и опинион лидерами, лекции и мастер классы проходят в магазине Boardriders в ТЦ Авиапарк. Ну а для самых активных у нас припасена подготовка к сезону с райдерами DC в All Pro Academy. Я думаю, этого для начала хватит.
Куда податься молодым и талантливым райдерам? Или в этом году можно и не пытаться искать спонсора?
Леша: Пожалуй, в кризисное время одного таланта от райдера будет не достаточно. Одного таланта никогда не было достаточно, а сейчас и подавно. Спонсор найдется в любом случае, если райдер будет полезен для развития бренда и продаж. В такое время райдеры, особенно молодые, должны понимать, что одного катания и клепания роликов в инстаграме будет мало. Нужно искать способы быть эффективными и «помогать» бренду вернуться в свою колею.
Костя: Молодым у нас везде дорога, но нужно четко понимать, зачем быть райдером, и это действительно сложно для многих в 16-18-20 лет. Спонсоры сами найдут тебя, если ты делаешь что-то стоящее и выходящее за рамки нашего комьюнити, и тут сначала нужно что-то вложить, чтобы потом окупить — это похоже на бизнес в своем роде.
Стас: Райдерство — это один из самых щекотливых вопросов — как для спонсора, так и для самих райдеров, я думаю лучше сделать отдельное интервью с Кириллом Умрихиным, материал получится очень резонансный.
ОДНОГО ТАЛАНТА ОТ РАЙДЕРА НИКОГДА НЕ БЫЛО ДОСТАТОЧНО, А СЕЙЧАС И ПОДАВНО! НУЖНО ИСКАТЬ СПОСОБЫ БЫТЬ ЭФФЕКТИВНЫМИ И «ПОМОГАТЬ» БРЕНДУ ВЕРНУТЬСЯ В СВОЮ КОЛЕЮ.
Каким брендам в этот период живется на Руси хорошо?
Стас: Apple и всему, что связанно с самокатами.
Костя: Конечно же русским брендам, но таковых мало именно в сноуборде.
Леша: А есть такие? На самом деле проще тем брендам, которые пошли навстречу российскому рынку и, например, понизили цену, чтобы остаться на прежнем уровне в рублевом эквиваленте. Или оказали иную поддержку, хотя сдержать цены — наиболее эффективная мера в текущей ситуации. Однако это весьма рискованный метод — зарабатывая долю рынка на фоне потери прибыли, им будет очень непросто вернуться к правильной структуре ценообразования.
Кстати, вы же работаете в основном с европейцами или американцами — как они реагируют на экономическую ситуацию, насколько она их затронула?
Стас: Европейцам наша экономическая ситуация понятна, у них похожая история с курсом валют, хотя далеко не в таких масштабах, плюс хватает общемировых проблем вроде подорожания хлопка и около него.
Леша: Изменения нашего рынка сказались и на них, на глобальном объеме, который делает бренд. Западные рынки не чувствуют прихода кризиса, однако и запредельного роста в них не наблюдается. Производители, безусловно, почувствовали удар. Так как объем, на который снизился бизнес в России нигде не «осел», и третий закон Ньютона не очень-то сработал. Интересный факт, что если раньше жители близких территориально к ЕС городов, таких как, например, Санкт-Петербург, зачастую ездили в Финляндию за покупками дорогостоящего инвентаря, то теперь наблюдается обратный эффект. Фину дешевле купить сноуборд в Питере, чем, например в Хельсинки.
Костя: Буржуи все понимают и идут навстречу — делают дополнительные скидки и специальные условия. Это сильно помогает удержать розничную цену, но так не может продолжаться вечно, и конечно же, не все хотят прогибаться, но тут нужно добивать буржуев.
Cтас, расскажи, что случилось с американским офисом Quiksilver? Недавно все СМИ только и писали о закрытии офиса в Штатах.
Стас: Касательно дел у Quiksilver все ок, больше было слухов и спекуляций на них, притом, что многие даже не прочитали новость до конца.
Как отличается подход к бизнесу в России и в Европе/Штатах в общем?
Леша: Отличается очень сильно и гораздо больше отличительных черт, нежели схожих. Причиной тому масса нюансов. Ключевые из них — менталитет, географическое положение, особенность политической и экономической структуры. Этот вопрос заслуживает отдельной статьи, если честно.
Костя: Правила бизнеса везде одинаковые, у нас менталитет разный.
Стас: Я бы в принципе не сравнивал, это разные реальности и миры, подходы, ментальность, культура и внешние факторы на них влияющие. То, что работает в Европе, не работает у нас и ровно наоборот. Плюс размер рынков не сопоставим, да и в целом проникновение экшн-спорт культуры в массы там на несколько порядков глубже.
Получаете ли вы какую-то поддержку, финансовую или какую угодно еще, от европейского штаба?
Стас: Если только моральную.
Леша: К сожалению, ввиду особенности формы нашего взаимодействия с европейским поставщиком нам приходится рассчитывать на себя. Случается локальная поддержка, однако, в большинстве случаев — на буржуя надейся, а сам не плошай.
Костя: Поддержка идет только в случае хороших объемов, но у всех, конечно же, по-разному. Если бренд хочет и видит свое развитие в России — они стараются приехать, привезти райдеров или дать тестовые доски.
Вы давно уже в этой индустрии — расскажите, были ли подобные ситуации в стране? Какие вынес уроки?
Леша: Конечно! Нашу страну временами «лихорадит», и мы погружаемся в очередное болото, из которого потом несколько лет выкарабкиваемся. Так что сейчас ничего нового — эффективно и продуктивно работать, сосредоточиться на ключевом и меньше разбрасываться по мелочам.
Стас: Помнится 2008 год, но тогда общий уровень истерии был явно ниже. А касательно уроков, то он один — если работаешь на результат с полной самоотдачей, то он точно будет.
Костя: Да, этот случай очень похож на 2008, но подзатянулся, пора выходить из пике.
У каждой медали две стороны. Вторая сторона этой медали – это то, что настало время для русских брендов, даже может знаешь тех, кто ворвался на рынок под шумок?
Стас: Ты про импортозамещение? Если честно, то пока я не представляю, когда у нас начнут выращивать бананы уровня Lib. Есть интересные проекты, но до уровня ворвались им нужно еще поврываться какое-то время.
Леша: Русские бренды — это хорошо. Показательно, что стритвер культура развивается: чем больше у людей желания создавать что-то свое — тем лучше. Однако я строго уверен, что русские бренды хороши лишь до тех пор пока они кор, хендмейд, крафт итп. Как только они стараются выйти на масс маркет — все, пиши пропало. Этот переход у нас еще не отработан, за исключением ряда примеров из прошлого. «Наши райдеры не убираются».
Костя: Скоро ворвется, кстати, один бренд из трех букв и мы с него начинали свой путь и всего его уже давно ждали!
Давай поговорим об аудитории, которая сейчас катается, например, на сноуборде. В мою жизнь сноубординг пришел на первых курсах в университете, у нас очень многие катались. Как думаешь сейчас сохранилась эта тенденция или возраст среднего сноубордиста вырос, и сейчас это в основном люди от 25?
Леша: Скорее наоборот. Средний сноубордист становится моложе. Отчасти за счет того, что появляется все больше и больше сноубордистов «второго поколения». Сноубордисты первой волны уже выросли, у них появились свои дети и они, естественно, хотят поделиться с ними той радостью, которая присуща сноубордигу. Показательный пример тому — Burton Riglet Park: за прошлый год через него прошло более 3000 детишек в возрасте от года до шести.
Стас: Лично я вижу некий провал в аудитории, вызванный демографическим кризисом 90-х. Есть много дерзкой молодежи 12-15 лет ну и те, кому за 25. Между ними непреодолимый культурный и информационный гэп, люди с разным мировоззрением и ценностями.
Костя: За 20 лет выросло поколение, и они ставят детей на сноуборд, так что активнее всего растет детский сегмент, хотя студенток на сноуборде никто не отменял!
Недавно стало известно, что серфинг и скейтбординг приняты на рассмотрение Олимпийским Комитетом как виды спорта, которые может быть будут на летней Олимпиаде. Как вы к этому относитесь, и как это отразится на культуре этих видов спорта?
Стас: Вопрос провоцирующий холи вор. Если рассматривать с точки зрения бизнеса и теории, то такая популяризация должна позитивно отразиться на росте продаж, по итогу рынок и все его участники выиграть – больше продаж, больше бюджеты, больше ивентов, больше призовые фонды, больше райдеров, больше гонорар. Но по ощущениям и глядя на тот же сноубординг и цифры мировых продаж, эта теория не работает не до конца. Если персонально, то для меня скейт, сноу и серф всегда были контркультурой, которая противопоставляла себя обыденности и мещанству, благодаря чему развивалась во всем мире, и это было главной отличительной чертой и за счет этого набирала популярность и потому еще не стала футболом или бегом. На этом фоне забавно наблюдать за крупными корпорациями, которые заходя все в тот же сноубординг, пытаются выстроить на этом свой имидж, но покрутившись несколько лет, вынуждены сворачивать направление. Может ли беговой бренд запустить кампанию со слоганом Stay High и логотипом, стилизованным под weed? Я думаю, комментарии тут излишни.
МОЖЕТ ЛИ БЕГОВОЙ БРЕНД ЗАПУСТИТЬ КАМПАНИЮ СО СЛОГАНОМ STAY HIGH И ЛОГОТИПОМ, СТИЛИЗОВАННЫМ ПОД WEED?
Леша: Не понимаю людей которые против того, чтобы скейт или серф развивались, как спорт. Это не убьет в них душу. Безусловно, это привлечет большее внимание, большие инвестиции, позволит большему количеству людей приобщиться. Для тех же, для кого эта культура в первую очередь «лайфстайл», ничего страшного не произойдет, они смогут остаться в коре, чувствовать свою привилегированность, честность, близость к истокам, как угодно можно это назвать. А сколько появится топиков в интернетах с обсуждениями — мммм!
Костя: Это хорошо. Как только сноуборд вошел в Олимпиаду — теперь не нужно объяснять родителям или бабушке, что это такое. Появились спортивные команды во всех регионах — для индустрии это только плюс, за имидж сказать сложно – можно прыгать свечкой, а можно делать это стильно и не важно, есть это в Олимпиаде или нет.
Были ли изменения в культуре сноубординга после того, как он стал олимпийским видом спорта?
Стас: На мой взгляд, начался слишком сильный перекос в спортивную составляющую и стало сильно меньше стиля, хотя джибберы не сдаются.
Леша: Да, конечно, были. Начиная от FIS и TTR. Но в этом нет ничего плохого. Это нормальное течение жизни, нормальное развитие спорта. Любителям спорта это дало больше ивентов, больше ледяных пайпов, больше вращений вокруг своей оси, и так далее. Для любителей «душевного» сноубординга — новых креативных «бунтарей» ушедших из спорта, где их пытались «загнать в рамки» тренировочного процесса. Для меня это как разные виды спорта. Никто не сравнивает MTB байк и гонки на треке? Так же и со сноубордингом. И тот и другой по-своему хорош.
В Финляндии сноубординг, на Гавайях серфинг — это часть программы физкультуры в школах. Будет ли когда-нибудь у нас какой-нибудь из видов экшн-спорта частью программы у физруков?
Стас: Если хотя бы у каждой десятой школы появится свой скейт парк, то шансы на это есть.
Леша: Маловероятно. К сожалению.
Костя: Если только cross country snowboarding, смотрели ролик?
Поддерживает ли город активные виды спорта?
Костя: Cудя по количеству построенных бетонных плаз — подвижки есть, но до сих пор нет большого крытого скейтпарка, и тут мы в какой-то ж*** действительно. Еще вот СНЕЖ.ком, но я не сказал бы, что от него большой толк глобально как от спортивного объекта – у нас все любят экзотику.
Cтас: Я даже не знаю как ответить – спасибо городу за огромное количество новых бетонных плаз в Москве, но я думаю, все были гораздо более рады поменять их все на одну большую крытую зимнюю плазу.
Леша: Трудно сказать однозначно. У нас уже в который год подряд будет стоять спот в Парке Горького, казалось бы, грех жаловаться. Но, всегда ждешь большего. Хотелось бы видеть большее внимание к сноубордингу со стороны государства.
Что бы вы сделали, если бы у вас не было ограничения по бюджету? Есть ли проект мечты, который толкнул бы вперед развитие индустрии?
Леша: Есть такое. Создать любительскую федерацию сноубординга. Которая бы занималась строительством парков на курортах по всей России, проводила бы соревнования на любительском уровне, занималась бы обучением. Именно из таких федераций на западе выходят все про и чемпионы. Профессиональный спорт не может полноценно развиваться без серьезной любительской подложки.
Костя: Тут бы я совместил всякие искусственные волны, скейтпарки где-нибудь на горнолыжном курорте и это такой долгоиграющий X-Games – что-то типа Олимпиады для экстремалов, но главное, чтобы объекты были в одном месте.
Стас: Quiksilver New Star Camp.
А что делать, если бюджета нет вовсе?
Стас: А у кого он есть?
Леша: Его не может не быть. Если любому инвестору или хозяину бизнеса показать и обосновать, что вот, «вложив» сейчас 100 рублей ты через полгода заработаешь 1000 там-то и там-то, то даже в самый сложный период 100 рублей найдется. Это вопрос эффективности маркетинга и способа подсчета его эффективности.
Костя: Искать единомышленников и делать своими руками.
Чем вы мотивируетесь, чтобы не вешать нос?
Cтас: Учу кататься дочку на скейте.
Костя: Меня сильно мотивирует что-то новое , поездки, новые впечатления, мои детишки и семья, солнце в Москве, друзья и просто хорошие люди.
Леша: На Камчатку хочу в марте. А вообще, нет повода вешать нос — всё идёт своим чередом и зависит от нас самих.
Почему вы еще не ушли в нефтяной бизнес?
Cтас: Нефть падает.
Костя: Не наша темка.
Леша: Так можно было?
Ваши предсказания на сезон 2016-2017:
Стас: Это вопрос к Ванге.
Леша: Скорее всего, сезон снова будет непростой. Ситуация существенно не изменится, однако мое внутреннее ощущение, что все снова пойдет в гору.
Костя: Будет рост!